Психологическая помощь. Логинова Ольга
 

Главная страница

Психосоматика
Гипноз и гипнотерапия
Арт-терапия
Метафорические карты
Фототерапия в психологии
Мужчина и женщина
Статьи по психологии

Стоимость услуг
Отзывы
Контакты
Тренинги и семинары

 

Видео

Фотографии

Рисунки

Сказки

Опросники

 


 

 

 

 

 

 

 

Психолог по семейным вопросам, специалист по эриксоновскому гипнозу и эриксоновской терапии, НЛП-тренер, арт-терапевт - Логинова Ольга Иосифовна

Контактный телефон:
8(916) 555-98-10   E-mail: psycholog50@mail.ru      г. Москва

 
Статьи по психологии                  
Логинова О.И.

   

Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми

В статье дается литературный обзор по теме "Сказкотерапия" с точки зрения отечественных и зарубежных психотерапевтов и психологов. Рассматриваются понятия сказкотерапии, жанры и функции сказок, типологии сказок, основные методы сказкотерапии. Данная статья предназначена для психологов, студентов психологических факультетов, воспитателей и всем кому интересна тема "сказкотерапия".

       The English-speaking version

 Сказкотерапия на английском языке
 

 

Глава 1. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми

Сказкотерапия это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие [6].

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В. [1], сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [10].

В понимании  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [7].

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».

Ткач Р.М. [9] в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.


1.1. Жанры, используемые в сказкотерапии

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

Как пишет Вачков И.В. [1], главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.

Остановимся на нескольких приемах, которые очень хорошо зарекомендовали в психологическом консультировании. Это работа с притчей и работа со сказкой. Для нас важно выявить функции притч и сказок.
 

1.1.1.  Функция притч

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает: «Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку». Притчу можно использовать в работе, как с взрослыми, так и с подростками.

Метафорические карты в семейном консультировании. Логинова Ольга (Фотокарты)При семейном и индивидуальном консультировании также  достаточно часто используются истории, притчи, афоризмы, метафоры, метафорические ассоциативные карты, сказки и анекдоты.

(Логинова О.И. Метафорические фотокарты
в семейном консультировании
)

 

Волшебный мир ассоциаций. Метафорические карты. Автор: Логинова Ольга


 

Логинова О.И. "Волшебный мир ассоциаций. Метафорические карты. Руководство"

 


По мнению Н. Пезешкиана [12]: «Истории могут оказывать самое различное воздействие на человека. Они имеют воспитательное  и терапевтическое значение. Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.

Если истории и притчи при психологическом консультировании  подобраны правильно, то они позволяют выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты и найти способы разрешить конфликты.

Истории предлагают различные варианты действий.

После знакомства с семьей и выявлением ее актуальных проблем психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, историю, миф, притчу, которые бы отражали семейные проблемы.

Одна из важных функций истории – это хранение опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на клиента и делает его более независимым от терапевта».

1.1.2. Функции сказок

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок [6].

  1.  Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания.

  2.  Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

·       о жизненно важных явлениях;

·      о жизненных ценностях;

·      о постановке целей;

·      о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

  3.  В сказке в символической форме содержится информация о том:

·         как устроен этот мир, кто его создал;

·         что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

·         какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

·         какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

·         какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

·         как приобретать и ценить дружбу и любовь;

·         какими ценностями руководствоваться в жизни;

·         как строить отношения с родителями и детьми;

·         как прощать.

 1.2.Типологии  сказок

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет  шесть видов сказок [5]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

1.Художественные сказки

Художественные сказки. СказкотерапияК ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.

2.Народные сказки

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

     Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

     Бытовые сказки. В них часто рассказывается о сложностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Бытовые сказки нередко используют в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"

     Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок. Вопросы при консультировании задают в зависимости от заявленной темы и что нам говорит клиент.

Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. Существуют еще и сказки-страшилки. Многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.  При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

     Волшебные сказки.  Подойдут для детей 6–7 лет [5].

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

3.Авторские художественные сказки

Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания,  желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. Сказка Л.Пантелеева "Две лягушки" подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

4.Дидактические сказки

В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

5.Психокоррекционные сказки

Ткач Р.М. [9] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1.  Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2.  Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3.  Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

     Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

     И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

     Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

     Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

     Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

     Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.  [5] психокоррекционные  сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.

Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм.

       1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
 4. Поиск героем сказки выхода  из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
 5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

6.Психотерапевтические сказки

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны.

Царевна-лягушка. СказкотерапияВ сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать  как русские народные сказки, так и сказки русских  и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина. Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов  «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм  и другие [3].
Есть мужские сказки («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина). В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка "Серая шейка" Мамин-Сибиряк Д.Н.

Пластилиновая картина. Царевна-лягушка. Пластилиновая картина. Видео. Логинова Ольга, психолог
Видео. Пластилиновая картина "Царевна-лягушка". Мастер-класс.

 


По мнению французского психиатра, доктора медицины и психологии Жана Годэна сказки Ш.Перро можно использовать при конкретных проблемных ситуациях. Так, например, сказку "Спящая красавица" можно применять при работе с детьми, переживающих кризис, а сказку "Ослиная шкура"  при проблеме инцеста, "Мальчик с пальчик" -  с брошенными детьми.

К детским сказкам условно можно отнести:
«Красную Шапочку» Ш.Перро, и русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», "Баба Яга" и ряд других сказок русских и зарубежных авторов.
 

1.3. Особенности сказкотерапии с детьми

По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др.[7], в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком.  В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.

От психолога требуется выполнение следующих условий:

·       При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;

·       Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;

·        Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух [6]. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

·     Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

·     Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

·    Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

 Однако, как пишет Чех Е.В. [10], сказки должны подходить ребенку по возрасту.

В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».

Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
 

Глава 2. Сказкотерапевтические методы

 2.1. Основные методы сказкотерапии

 По мнению Чех Е.В. [10] можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.

 Рассказывание сказки.

      Рисование сказки.

      Сказкотерапевтическая диагностика.

      Сочинение сказки.

      Изготовление кукол.

      Постановка сказки.

Ткач Р.М. описывает возможности психотерапевтического использования сказки по методу символдрамы [9].

2.1.1. Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом [10].

Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Согласно Л. Дюсс (Цитат. по [7]), если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно  невротического состояния.
 

2.1.2. Метод «Рисование сказки»

Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

Для рисования лучше взять  карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки.

2.1.3. Метод «Изготовление кукол»

Сказкотерапия. Метод "Изготовление кукол" клиентом в процессе психологического консультированияСтоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л.Г. [2], любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.

С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.

С точки зрения З.Фрейда (цитат. по [2]), все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.

Изготовление куклы приверженцы юнгианского подхода связывают с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Как считают ряд психологов [7], при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

·     звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;

·     дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;

·     необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;

·    все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол      

По мнению Гребенщиковой с помощью использования кукол можно решить следующие задачи
(Цитат. по [2]):

1.  Проведение психодиагностики.

2.  Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3.  Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

4.  Развитие коммуникативных навыков.

5.  Развитие самосознания.

6.  Развитие грубой и мелкой моторики.

7.  Разрешение внутренних конфликтов.

8.  Профилактика и коррекция страхов.

9.  Развитие речи.

10.  Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

11.  Коррекция отношений в семье.

12.  Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

 

    2.1.4. Метод использования карт "Мастер сказок"

В работе  используются архетипические карты, разработанные на основании концепции Универсальных Архетипов. Автором архетипических карт "Мастера сказок" является Зинкевич-Евстегнеева Т.Д.[11].

Всего используется 50 сюжетов сказок на основании 10 архетипов:

·       Дорога

·     Государство

·     Помощник

·     Творец

·     Сезонность

·      Доброе сердце - холодное сердце

·      Тело боли

·      Авгиевы конюшни

·     Распутье

·    Божественное вымя.

В колоде используется 50 цветных карт, каждая из которых имеет свое название. В инструкции по применению этих карт дается общее значение карты, вопросы для размышления, задания для взрослых и детей.

2.1.5. Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»

Использование  кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику  детей.

С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.

Для первого знакомства В.С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами) (Цитат. по [2]).

Х. Дж. Джинотт (Цитат. по [2]) рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша.

Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу.  Для этого можно использовать куклу из фольги, размером 30 на 30 см. (Цитат. по [2]).

Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя [7].

Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:

·      Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З.Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»;

·     Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;

·     Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

2.1.6. Метод «Песочная терапия»

Сказкотерапия являясь эклетическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы, гештальт-терапии, арт-терапии. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Песочная терапия может быть использована в работе дефектологов, социальных работников. Сказочная песочная терапия является универсальным способом психологической работы с клиентами разных возрастных групп.

Как пишет  Сакович Н.А. [8], «в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др. 

2.1.7. Метод «Кататимный подход в сказку»

Я.Обухов (цитат. по [9])  разработал методику «Кататимного подхода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура занятия состоит из четырех фаз:

Фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Психолог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки  особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.

Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.

Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.

Фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.

Однако  при использовании этой методики имеются следующие противопоказания [9]:

1.  Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния;

2.  Церебрально-органические синдромы в тяжелой форме;

3.  Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;

4.  Недостаточная мотивация.
 

Заключение

Таким образом, для изучения вопроса использования терапевтической сказки в психологическом консультировании мы опирались на работы сказкотерапевтов Вачкова И.В., Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д., Ефимкина Р. П., Сакович Н.А., Ткач Р.М., Логиновой О.И. и других авторов.

Описаны основные методы сказкотерапии.

В заключении можно сказать, что специалист-сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, уметь писать метафоры под проблему клиента, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, работать с различными видов кукол, присоединяться к клиенту и следованию за ним.

Сказка о Трам-Бабах

                                                               

Библиография

Логинова О.И. Сказкотерапия. Электронный ресурс http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html

1.   Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.

2.    Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. - 80 с.

3.   Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006. - 263 с.

4.    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.

5.    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.

6.   Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

7.    Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. – 296 с.

8.    Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

9.    Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.

10.  Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.

11. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. - 220 с.

12.  Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.

 

Сказки

Русские народные сказки

Авторские сказки

Баба Яга. Русская народна сказка

Аленький цветочек. Аксаков С.Т.

Волк и козлята. Русская народная сказка

Две лягушки. Пантелеев Л.

Гуси-лебеди. Русская народная сказка

Серая Шейка. Мамин-Сибиряк Д.Н.

Колобок. Русская народная сказка

Гадкий утенок. Андерсен Г.Х.

Крошечка-Хаврошечка. Русская народная сказка

Золушка. Шарль Перро

Кто заговорит первый? Русская народная сказка

Красная Шапочка. Шарль Перро

Морозко. Русская народная сказка

 

Репка. Русская народная сказка

 

Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Русская народная сказка

 

Снегурочка. Русская народная сказка

 

 

 

 


 

 

 

 

 



     ©
ЛОГИНОВА О.И. "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ", 2005-2024.
     ® Все права защищены. Частичное воспроизведение материалов сайта
      допускается только при указании имени и фамилии автора статьи.
      Гиперссылка на сайт
www.olga2901L.narod.ru обязательна.